В этой статье мы сравним лучшие симуляторы для гоночных FPV коптеров. Симуляторы существуют уже десятилетия, но только недавно стали появляться версии, специально разработанные для гонок на дронах и для FPV фристайла, среди них есть даже бесплатные!
То, что пилоты коптеров видят во время полета — это аналоговый сигнал FPV камеры с небольшой задержкой. Чтобы выбрать хорошую курсовую камеру для коптера, нужно учесть несколько вещей которые мы и рассмотрим в этой статье.
Оригинал: How To Choose FPV Camera For Quadcopters and Drones
FPV камера (или курсовая камера) – это одна из наиболее важных частей вашего коптера. Не важно на сколько хороший видеопередатчик, качество картинки в очках или на мониторе ограничено именно вашей FPV камерой.
Я собрал все характеристики курсовых камер в одну таблицу, так что вы можете сравнить их более детально.
Не знаете какую камеру выбрать? Обратите внимание на наш Топ-5 лучших курсовых камер.
Курсовая камера на гоночном дроне
- Размер
- CCD и CMOS
- Формат изображения (соотношение сторон)
- FOV
- Динамический диапазон
- Работа при плохом освещении
- TVL
- NTSC и PAL
- Задержка видеосигнала
- Подключение и рабочее напряжение
- Прочие функции
- Можно ли использовать HD камеру в качестве курсовой?
- OSD для полетных данных
В этой статье я расскажу вам о том, с чего начать новичку в FPV полетах, дам несколько советов и упражнений, чтобы вы научились правильно и главное БЕЗОПАСНО летать на квадрокоптере или любой другой авиамодели.
Есть специальные упражнения для новичков, которые помогут повысить навык владения квадрокоптером с управлением по FPV, а также простые правила безопасности, которые помогут уберечь вас и других от травм и других несчастных случаев.
Эта статья создана на основе моего личного опыта, поэтому, если вам есть что дополнить, пишите в комментариях и я это внесу в статью.
Научиться летать по FPV не просто: падения за падениями, до тех пор, пока не начнет получаться. Далеко не сразу я обнаружил, что есть упражнения для новичков, благодаря которым довольно легко улучшить свои навыки и повысить уверенность в своих силах. Еще есть несколько простых правил которых лучше придерживаться, чтобы избежать разного рода инцидентов.
Оригинал: Getting Started with Flying FPV Multirotors
В этой статье мы покажем вам как начать летать и как улучшить свои навыки полетов по FPV на дронах (или мультикоптерах) до уровня профессионалов. Если вы начинающий пилот мини коптеров, тогда дополнительно прочтите наше руководство для начинающих.
Но, прежде чем вы начнете летать по FPV, убедитесь, что знаете как управлять вашим коптером глядя на него со стороны! Если вдруг что-то случиться во время полета по FPV (например, потеряется видео сигнал), вы сможете снять очки и нормально посадить коптер.
Есть очень много способов научиться летать по камере, эта инструкция в основном основана личном опыте нескольких продвинутых энтузиастов. Если у вас есть другие хорошие идеи и подсказки, пожалуйста дайте знать в комментариях.
Предлагаю в этой теме представлять свои ЛА без привязки к классу, производителю, конечной реализации, но обязательно это должны быть именно вертолёты классической схемы.
И так у меня в основе GAUI 550 с его замечательным двухступенчатым редуктором, правда от него уже почитай одна рама карбоновая осталась (летает третий сезон), остальное от других производителей или самодельное.
Стабилизация – V-Bar 5. 1, телеметрия smalltim 306, видеоканал 1. 2 GHz 800 mW. Из вспомогательного оборудования: сонар измерения малых высот, поисковый GPS-GSM маяк, узел внешней подвески/сброса груза.
Взлетный вес с навесной GoPro — 3200 гр.
Полетное время на аккумуляторах 6S 5000 mA/h – до 15 минут.
https://youtube.com/watch?v=mqu2YdHYUVo%3Ffeature%3Doembed
Все чаще вы можете увидеть различные FPV компоненты, которые работают в цифровом формате, к ним относятся конечно же комплекты камер с видеопередатчиком или просто видеопередатчики. В статье расскажем об отличии аналогового сигнала от цифрового, как эти форматы работают и что лучше.
- Что такое цифровое FPV и аналоговое, их отличие
- Качество изображения
- Качество аналогового изображения
- Качество цифрового изображения
- Разрешение
- Сжатие и пропускная способность
- Что нам ждать?
- Что происходит при плохом сигнале?
- Заключение
Существует одно основное различие между цифровыми FPV-сигналами и аналоговыми сигналами. Аналоговые сигналы непрерывны, а цифровые дискретны. Непрерывные сигналы могут принимать любое значение в пределах заданного диапазона, а дискретные сигналы могут принимать только заданное количество значений.
Под сигналом подразумевается сигнал принимаемый экраном вашего FPV шлема или очками, а не передаваемый сигнал. Это важно, потому что цифровые и аналоговые сигналы передаются по воздуху только в аналоговом формате. Для цифровых FPV-систем это называется цифровой модуляцией. Цифровая модуляция-это когда аналоговый радиочастотный сигнал модулируется цифровыми данными.
Цифровой сигнал FPV сильно отличается от аналогового сигнала. Он в своей основе посылает аналогичную информацию, только другим способом. Цифровой сигнал принимает информацию от камеры, аналогового устройства, и кодирует ее в цифровой формат. Он должен сначала его декодировать в стандартный формат отображения, но, например, аналоговый сигнал не нуждается в декодировании, поскольку уже находится в стандартном формате PAL или NTSC. Популярными цифровыми форматами все еще считаются JPG или GIF для сжатых изображений и AVI или MP4 для сжатого видео.
У каждой системы есть свои преимущества и недостатки, об этом ниже.
- Что нужно знать перед тем, как начать летать
- Режим стабилизации и АКРО режим
- Расстояние
- Симуляторы полетов по FPV
- Как правильно держать стики пульта
- Настройка PID и Rate/Expo
- NTSC и PAL – стандарты кодирования видео
- FPV Air 2
- FOV и размер объектива
- VelociDrones
- Работа при плохом освещении
- FPV FreeRider
- RotorRush
- Прежде чем выбирать симулятор
- Важна ли физика в симуляторе?
- Другие симуляторы
- Ereadrone
- HOT Props
- Настраиваем симулятор
- Настройки камеры
- Упражнения
- Взлет и посадка.
- Полет вперед и назад
- Полет по коробочке
- Полет вокруг столба или дерева постоянно глядя на него
- Полет по восьмерке между 2 столбами или деревьями
- Резкие развороты
- Полет через узкую щель/ворота
- Можно ли использовать HD камеру в качестве курсовой?
- Подключение и рабочее напряжение
- Использовать ли шлем/очки в симуляторе?
- The Drone Racing Racing Simulator
- Что происходит при плохом сигнале?
- Вещи, которые вы должны знать перед полетом по камере
- Оценка расстояния
- Симулятор квадрокоптера
- Однопальцевый, щипком и комбинированный (гибридный)?
- Правила безопасности
- Задержка видеосигнала
- Формат изображения (соотношение сторон)
- Качество изображения
- Качество аналогового изображения
- Качество цифрового изображения
- Разрешение
- Сжатие и пропускная способность
- Динамический диапазон (WDR)
- Диагностика и проверка после полета
- CCD и CMOS – тип матрицы
- История изменений
- LiftOff
- Зачем нужен FPV симулятор?
- Размеры и вес курсовых камер
- Подготовка к полету
- Что нам ждать?
- ВЛП (Визуальная линия полета) и упражнения для полета
- Взлет и удерживание на высоте
- Посадка и приземление
- Отрабатывание высоты и наклона
- Вращение (рыскание)
- Предотвращение крашей и поломок
- Если у вас не получается летать
- Симуляторы для полетов в поле зрения (вид с одной точки)
- OSD для полетных данных
- Итог
- Разрешение камеры – TVL – телевизионные линии
- Заключение
- В заключение
Что нужно знать перед тем, как начать летать
Пульт управления (он же передатчик) очень похож на обычный джойстик для консолей и у него 2 основных элемента управления:
- Левый стик — газ и рыскание по оси
- Правый стик — тангаж вправо-влево и вперед-назад
Вот схема, чтобы вы поняли все наглядно:
Схема элементов управления пульта и их значение
И сразу англоязычная версия схемы:
Подробнее о значениях — все значения имеют стандартные аббревиатуры на английском языке, я на нем их и приведу, но с расшифровкой:
- Throttle — это газ. Увеличиваем газ (поднимаем стик вверх) квадрокоптер полетит вверх, опускаем стик, газ уменьшается и квадрокоптер будет опускаться
- Yaw — вращение по оси, рыскание. Наклоняете левый стик влево — дрон начинает крутиться по оси влево и наоборот.
- Roll — элерон влево или вправо. На картинке не стал писать это слово, так вы запутаетесь, если, конечно вы не пилот авиации. Наклоняет квадрокоптер влево или вправо.
- Pitch — тангаж вперед или назад. Наклоняет дрон вперед или назад, чтобы он летел вперед или назад.
Вот как это выглядит на примере самолета:
На пультах есть обычно еще куча всяких тумблеров, но они программируются под конкретные задачи, например, для переключения режимов полета и так далее.
Режим стабилизации и АКРО режим
Новичкам всегда рекомендуется начинать летать в режиме стабилизации, это режим, в котором вам помогает управлять гироскоп, он не даст перевернуть дрон или сильно ему наклониться, и если вы отпустите правый стик, то квадрокоптер сам выравнит свое положение. В таком режиме дрон будет себя вести плавно и аккуратно, не будет никаких резких завалов и поворотов.
Более опытные пилоты летают в АКРО режиме. В таком режиме отключены все датчики стабилизации, т. если вы наклоните правым стиком дрон влево, а потом отпустите его, то он так и останется наклоненным влево.
Наглядно, чем они отличаются от автора одного из каналов Ютуба:
Расстояние
При полетах по FPV нужно привыкнуть к габаритам дрона и дистанции до объектов, так как по FPV это все воспринимается иначе. Это связано из-за линзы камеры, обычно она имеет эффект рыбьего глаза. Кажется, что объект еще далеко, а на самом деле он уже близко и наоборот. Поэтому в начале первых полетов летайте очень осторожно и медленно, вам нужно будет привыкнуть к ощущению расстояния и габаритам дрона.
Симуляторы полетов по FPV
Для первых тренировок рекомендую не менее 6 часов налетать в симуляторах квадрокоптера по FPV, их несколько, вроде как все платные, некоторые продаются в Steam. Хороши они тем, что там отлично передается физика полета и летаешь с помощью своего пульта от дрона. Подключаются пульты обычно с помощью специального штекера (продаются отдельно) в разъем микрофона. Для этого скачивается программа SmartPropoPlus, в ней вы выбираете разъем с подключенным пультом. Сворачиваете программу и запускаете симулятор, например, Liftoff.
Лучшие FPV симуляторы гоночного квадрокоптера: обзор, видео и ссылки
Как правильно держать стики пульта
Есть два мнения, как держать:
Настройка PID и Rate/Expo
Я перечислил наиболее известные симуляторы, разработанные именно для FPV гонок и фристайла.
ЦенаНастраиваемая физикаМультиплеерРедактор картПлатформаСсылка
FPV Air 2$5ДаЕстьНетWindowsКупить в Steam
FPV FreeRider$5ДаНетНетWindows, Mac, LinuxКупить
Liftoff$20НетЕстьЕстьWindows, MacКупить, есть в Steam
VelociDrone$25ДаЕстьЕстьWindows, MacСайт
DRL Racing Simulator$20НетЕстьНетWindows, MacЕсть в Steam
RotorRush£4 в месяцДаЕстьНетWindowsСайт
AccuRC 2Неизвестно///Windows, Mac, LinuxЕсть в Steam
NTSC и PAL – стандарты кодирования видео
Важно ли выбрать «правильный» формат? И да, и нет.
Разница между PAL и NTSC в разрешении изображения и частоте кадров. PAL дает бОльшее разрешение, в то время как NTSC – больше кадров в секунду. Так что если вам нужно отличное изображение, то лучше использовать PAL. Но если вы хотите более плавного видео – тогда лучше выбрать NTSC.
Подробнее читайте тут (англ).
NTSC используется в северной Америке, Японии и Южной Корее. PAL используется в большей части Европы, Австралии, и значительной части Африки и Азии. Не плохо выбрать стандарт как в вашей стране. Но я не думаю, что будут какие-то проблемы, если вы выберите другой стандарт, т. FPV оборудование поддерживает оба формата.
Внимание, в настройках Betaflight OSD нужно выбрать тот же формат, что и на камере, иначе OSD не будет отображаться.
FPV Air 2
Я рекомендую этот симулятор в первую очередь для новичков. Это один из самых дешевых симуляторов. Физика достаточно реалистичная для и для совсем начинающих, и для отработки трюков.
Он нормально работает даже на медленных компьютерах, т. имеет графический режим Ultra-low: деревья выглядят как плоские картинки и очень сильное размытие в движении. Но рассматривание деревьев — это не то, зачем мы запускаем симулятор 🙂 Доступность этого симулятора и гибкость настроек компенсирует некоторые недостатки. С нетерпением жду новых версий и нового функционала, т. сейчас симулятор находится в начальной стадии развития и разработки.
FPV Air 2 можно найти в Стиме, поэтому установка и обновление — очень простой процесс.
Выбираем имеющийся пресет (если он есть) 2. Используем выпадающий список 3. Калибруем 4. Инвертируем (если нужно)
Вот обзор от Kaity (IntoFPV. com):
Я купил FPV Air 2, чтобы заменить старенький FreeRider Revamped, и очень удивился тому, насколько близки ощущения к реальным полетам! Физика довольно точная, возможность настраивать PID и рейты, легкость калибровки QX7 — я просто счастлив.
Я подключил Таранис, выбрал его в меню CONTROL и нажал кнопку калибровки. Подвигал стики и все. Трассы больше подходят для гонок, чем для фристайла, но если вы будете игнорировать треки, то найдете немало мест, где можно полетать в непосредственной близости от разных препятствий.
Считаю, что FPV Air 2 очень точно симулирует полет моего 3″ Japalura, и когда я выхожу на улицу, ощущения от коптера почти не меняются, я легко переключаюсь с одного на другой. Гораздо легче учиться маневрировать в симуляторе, а не ломать рамы.
FOV и размер объектива
У объективов для курсовых камер два основных параметра: фокусное расстояние и диаметр резьбы.
От фокусного расстояния зависит угол зрения, чем меньше фокусное расстояние, тем шире угол. Вот небольшая табличка, чтобы примерно представить себе соответствие фокусного расстояния и получаемого FOV.
Фокусное расстояниеFOV (примерно)
1. 8mm160° – 170°
2. 1mm150° – 160°
2. 3mm140° – 150°
2. 5mm130° – 140°
2. 8mm120° – 130°
3. 0mm110° – 120°
FOV зависит от комбинации: размер матрицы и фокусного расстояния объектива. На самом деле важнее определить с каким FOV, а не с каким объективом вам комфортнее летать, тогда при покупке камеры вы можете учесть размер матрицы.
Чем шире угол, тем большее пространство поместится в кадре, тем легче летать в тесноте и в гонках. Однако, если FOV очень большой, то картинка будет сильно искажена, это эффект «рыбий глаз». Объекты по середине кадра кажутся меньше и дальше, чем есть на самом деле; а чем ближе к краю, тем больше картинка искривлена.
Лично я предпочитаю угол 130-150 градусов, т. фокусное расстояние 2,1 — 2,5 мм.
Вот хороший пример, показывающий разный FOV (от более узкого, к более широкому углу)
На самом деле у большинства камер объективы сменные. Вы можете купить дополнительные объективы и попробовать их, вместо покупки камеры целиком. Вот в этой статье я пробую разные объективы для камеры Runcam Swift, там есть и примеры изображений.
Объективы для курсовых камер бывают двух размеров: с резьбой M8 и с резьбой M12. M12 — более крупные и более тяжелые. Они обычно используются в камерах размера стандарт и мини. В такие объективы попадает больше света, поэтому картинка обычно лучше, чем у объективов M8. У M8 другое преимущество — они очень компактные, поэтому их используют в микро- и нано- камерах.
Подробнее про объективы для курсовых камер (англ).
VelociDrones
Отличный FPV симулятор с наиболее реалистичной физикой. Графика не самая детальная, зато работает на слабых компьютерах.
Если у вас слабый компьютер или ноутбук, то посмотрите на Velocidrone.
В VelociDrone можно выбрать коптер из большого числа реально существующих моделей. Во время игры можно менять настройки физики, например: гравитацию, ветер, мощность коптера и т.
В нем одна из лучших реализаций физики и куча изменяемых параметров. Благодаря этому я легко настроил модель так, чтобы она вела себя как мой реальный коптер. Хочу ещё раз отметить реалистичность поведения моделей, возможно лучше всех других симуляторов из нашего списка.
По всей видимости они используют код Betaflight, и, как в настоящем Betaflight вы можете менять рейты и ПИДы. Кроме того, можно выбрать FOV камеры, угол её установки, а диапазоны стиков всегда используются по полной, без настройки смещений (Offset) и потери разрешения.
Графика не такая крутая как в других симах, но преимущество в том, что требуется менее производительный компьютер; меню, треки, всё грузится значительно быстрее. Имеется отличный редактор карт, в мультиплеере можно летать как в гонках, так и фристайл, есть голосовой чат и всё в одном сеансе, без перезагрузок.
Однако его нет в Steam, поэтому обновление немного сложнее, хотя это даже к лучшему, никто не заставляет вас его постоянно обновлять.
Работа при плохом освещении
Если вы планируете летать внутри помещений, на закате/рассвете или даже ночью, тогда вам нужно многое узнать про работу FPV камер в этих условиях. Некоторые камеры специально разрабатываются ночных полетов.
Вот моё недавнее сравнение нескольких современных FPV камер.
Возможность работы при плохом освещении можно оценить в люксах (lux). Чем ниже значение, тем лучше. Например, Runcam Swift 2 работает при минимальном освещении 0. 01 лк, а Runcam Eagle 2 при 0,0001 лк, и, конечно, у Eagle 2 при плохом освещении картинка лучше, чем у Swift 2.
Учтите, что как правило камеры с физически более крупной матрицей лучше работают при плохом освещении, т. на матрицу попадает больше света.
Большинство курсовых камер работает в автоматическом (день/ночь) режиме. В этом случае камера сама выбирает передавать цветное или черно-белое изображение (в зависимости от условий освещения). В «Ночном режиме» (night mode) мы видим черно-белую картинку, если при этом на камере нет ИК фильтра, то картинка будет значительно лучше.
FPV FreeRider
Дешевый симулятор, подойдет новичкам, но несколько устарел
Пожалуй, это один из первых FPV симуляторов, специально разработанных для гонок на мультикоптерах.
Дешевый и популярный симулятор, имеется бесплатная пробная версия. Можно менять некоторые физические параметры: гравитацию, характеристики коптера и т. Ещё можно настроить камеру (угол наклона, FOV). В бесплатной версии эти настройки недоступны, а карта всего одна.
FPV Freerider был одним из моих любимейших симуляторов. Физика довольно реалистичная, отлично подойдет для тренировок новичков. Однако рейты (rates), на мой взгляд, всегда маловаты, там нет режима «super rate», поэтому кажется, что квадрик всегда вращается слишком медленно. Отсутствие поддержки мультиплеера также оттолкнуло немало пилотов.
Более того, кажется, что имеется задержка реакции на стики. Это не серьезная проблема, но я чувствую эту задержку!
Хорошо подойдет новичкам, чтобы понять, что такое FPV, но вы быстро вырастите, тогда захочется большего.
RotorRush
Слишком дорогой симулятор
Ранее был известен как FPV Event — довольно известный симулятор. Слышал, что это отличный симулятор, и в нем есть трассы реально прошедших соревнований. Изначально стоил £40, потом цена поменялась и теперь составляет £4 в месяц, что значительно дороже. Поэтому я его не пробовал.
Прежде чем выбирать симулятор
Для начала нужно выбрать аппаратуру управления.
Конечно, вы можете использовать джойстик от игровой приставки или даже клавиатуру! Однако, я настоятельно рекомендую использовать аппаратуру управления моделями, это позволит получить максимум от тренировок и поможет развить моторную память.
Есть два варианта подключения аппаратуры управления к компьютеру:
- некоторые пульты управления работают с симуляторами прямо из коробки, а есть и такие, которым требуется специальный адаптер.
- можно подключить любой передатчик к симулятору через полетный контроллер и приемник
Вот список популярных передатчиков для гоночных коптеров, они совместимы со всеми симуляторами, которые будут описаны в этой статье. Это не полный список, но в нем указаны все самые популярные модели.
Аппаратура управления с USB портом для подключения к компьютеру — это огромный плюс при использовании симуляторов. Я всем рекомендую Taranis X9D (обзор, англ), Taranis QX7 (обзор) и Flysky Nirvana не только потому, что это самые популярные передатчики для управления коптерами, но и потому что они «plug-and-play» на компьютерах. При подключении аппаратуры к компьютеру при помощи USB кабеля — она определяется как джойстик.
Некоторые дешевые передатчики, например, Flysky i6 и Turnigy 9X не имеют USB порта, поэтому нуждаются в специальном USB адаптере для подключения. С одной стороны — USB разъем, с другой — моно джек для тренерского порта (часто в комплекте много разных переходников/разъемов, практически под все известные аппы, прим. перев).
Важна ли физика в симуляторе?
И да и нет.
Физика в симуляторе коптера — это дело личных предпочтений. Симуляторы становятся всё реалистичнее и реалистичнее, но они никогда не заменят реальные полеты.
Цель симулятора — помочь выработать моторную память, научиться летать. Просто выберите симулятор, у которого вам нравится графика и который хорошо и без тормозов пойдет на вашем компьютере. Тратьте время на тренировки, а не на рассуждения о физике 🙂
Другие симуляторы
DCL — лига гоночных коптеров, и они разработали свой собственный симулятор. Попробую его немного позже.
Ereadrone
Новый симулятор, в процессе разработки. Я его уже тестировал и отправил отчет разработчикам. Можно найти в Стиме.
HOT Props
К сожалению, поддержка и разработка Hot Props прекращена, следовательно, мы исключаем его из нашего списка. Печально, это был один из немногих бесплатных симуляторов.
Настраиваем симулятор
Если вы только начинаете летать, я рекомендую вам оставить всё по умолчанию, за исключением вещей, которые вам совсем не подходят (например угол установки камеры, прим. перев). Главное настройте для себя рейты и экспоненты (rates, expo), они отвечают за чувствительность управления коптером. Подробнее читайте тут.
Настройки камеры
Чтобы попасть в меню настроек камеры используйте джойстик, который поставляется с камерой.
Спасибо разработчикам прошивок, теперь мы можем настраивать камеру прямо с пульта управления, подключив её к полетному контроллеру. вы можете поменять настройки без доп. джойстика, где угодно и когда угодно.
Вот руководство по настройке такого управления, через контакт OSD.
Упражнения
Краткая подготовка прежде чем мы начнем. Для выполнения следующих упражнений будет лучше, если камера направлена строго вперед, без наклона. Более продвинутые пилоты наклоняют камеры вверх чтобы видеть горизонт во время быстрых полетов.
Вы всегда должны быть уверены, что есть достаточно места для исправления ошибки и в этом месте нет людей, животных, или других вещей, которые могут быть повреждены. Также убедитесь, что коптер достаточно удален от вас и наблюдателя.
Переключитесь в режим самовыравнивания (self level mode, horizon или angle).
Используйте какие-нибудь маркеры или деревья как образец чтобы легче было определить положение и расстояние.
Взлет и посадка.
- Основная цель: практика управления газом/высотой
- Доп. цель: контроль сноса используя крен и тангаж (roll и pitch)
- Подготовка: обозначьте площадку размером примерно 1 на 1 метр, чтобы летать в её пределах
- Описание:
Взлетите и висите на высоте 1-2 метра в течении нескольких секунд, не покидая площадку. Затем плавно снизьтесь и приземлитесь.Убедитесь, что взлет и посадка были мягкими и плавными.Не убирайте газ слишком быстро, жесткая посадка может повредить коптеру. - Взлетите и висите на высоте 1-2 метра в течении нескольких секунд, не покидая площадку. Затем плавно снизьтесь и приземлитесь.
- Убедитесь, что взлет и посадка были мягкими и плавными.
- Не убирайте газ слишком быстро, жесткая посадка может повредить коптеру.
Полет вперед и назад
- Цель: практика полета вперед, вращение вокруг вертикальной оси, контроль скорости и высоты
- Описание:
Взлетите и зависните на высоте 1-2 метра.Летите вперед, например, метров 20. Удерживайте одну и ту же высоту при помощи газа.Снизьте скорость полета потянув стик назад и остановитесь.Развернитесь влево или вправо, снова ускорьтесь и летите назад к точке взлета, остановитесь и развернитесьПовторите.Вы можете увеличить скорость и расстояние в зависимости от ваших успехов. Не бойтесь компенсировать крен коптера во время разворотов. - Взлетите и зависните на высоте 1-2 метра.
- Летите вперед, например, метров 20. Удерживайте одну и ту же высоту при помощи газа.
- Снизьте скорость полета потянув стик назад и остановитесь.
- Развернитесь влево или вправо, снова ускорьтесь и летите назад к точке взлета, остановитесь и развернитесь
- Повторите.
- Вы можете увеличить скорость и расстояние в зависимости от ваших успехов. Не бойтесь компенсировать крен коптера во время разворотов.
Полет по коробочке
- Цель:
немного дополнительной практики разворотов и коррекции направления после разворотов.полеты на достаточно большой площади. - немного дополнительной практики разворотов и коррекции направления после разворотов.
- полеты на достаточно большой площади.
- Условия: пространство примерно 50 на 50 метров отмеченное белой лентой или еще чем-нибудь хорошо заметным.
- Описание:
Летите по периметру квадрата стараясь удерживать высоту и скорость.Летайте как по часовой стрелке, так и против часовой. - Летите по периметру квадрата стараясь удерживать высоту и скорость.
- Летайте как по часовой стрелке, так и против часовой.
Полет вокруг столба или дерева постоянно глядя на него
- Цель: практика управление сразу по всем осям.
- Описание:
летайте вокруг столба или дерева, постоянно корректируйте крен, тангаж и направление (рысканье) чтобы держаться на одном и том же расстоянии от дерева, не забывайте про высоту.старайтесь удерживать объект в центре кадра - летайте вокруг столба или дерева, постоянно корректируйте крен, тангаж и направление (рысканье) чтобы держаться на одном и том же расстоянии от дерева, не забывайте про высоту.
- старайтесь удерживать объект в центре кадра
Полет по восьмерке между 2 столбами или деревьями
- Основная цель: улучшить координацию обеих рук, вы должны уметь контролировать все 4 оси одновременно – газ, питч (тангаж), ролл (крен), направление (yaw, рысканье).
- Описание:
Летайте по восьмерке стараясь удерживать высоту.Будет легче если два дерева находятся не слишком близко.Пытайтесь летать вокруг настолько плавно на сколько это возможно.Начните получать удовольствие от полетов по камере. - Летайте по восьмерке стараясь удерживать высоту.
- Будет легче если два дерева находятся не слишком близко.
- Пытайтесь летать вокруг настолько плавно на сколько это возможно.
- Начните получать удовольствие от полетов по камере.
Резкие развороты
- Основная цель: уметь делать резкие, но точные развороты, научиться избегать падений. Резкие развороты — это еще один способ эффективного торможения.
- Описание:
Летите вперед в стороне от деревьев и столбов, на ходу быстро развернитесь на 180 градусов.Вам придется использовать ролл и питч (крен и тангаж) чтобы выровнять коптер и преодолеть инерцию. - Летите вперед в стороне от деревьев и столбов, на ходу быстро развернитесь на 180 градусов.
- Вам придется использовать ролл и питч (крен и тангаж) чтобы выровнять коптер и преодолеть инерцию.
Полет через узкую щель/ворота
- Основная цель: практиковать полет на большой скорости с более точным управлением.
- Условия: длинное поле с воротами посередине. Начните с больших ворот.
- Описание:
Начните упражнение на одном конце поля на высоте выше ворот, летите к воротам и медленно снижайтесь до высоты ворот.Увеличьте высоту сразу после пролета ворот. Резкий разворот и повторяем все сначала. - Начните упражнение на одном конце поля на высоте выше ворот, летите к воротам и медленно снижайтесь до высоты ворот.
- Увеличьте высоту сразу после пролета ворот. Резкий разворот и повторяем все сначала.
Можно ли использовать HD камеру в качестве курсовой?
Те ролики, который вы смотрите на Youtube, сняты на HD экшн камеры типа GoPro или Runcam 3, это дополнительные камеры на коптерах.
Некоторые из этих HD камер выдают видеосигнал наружу, и вы можете передавать его на землю при помощи видеопередатчика. К сожалению, задержка видеосигнала очень большая и не подходит для полетов (обычно более 100 мс). С такой задержкой вы вероятнее всего разобьете коптер до того, как изображение препятствия дойдет до очков.
Я всегда советую использовать отдельную курсовую (FPV) камеру для полетов, а HD камеру — только для записи. Учтите, чтобы не запутаться с пространственной ориентацией, не нужно ставить курсовую камеру на стабилизированный подвес.
Подключение и рабочее напряжение
Подключение камер, как правило, очень простое, всего 3 провода. Красный – это «плюс» питания, черный – «земля», желтый – видео сигнал. В зависимости от функционала камеры могут быть и другие контакты:
- Питание (Power)
- Земля (Ground)
- Видеосигнал (Video Signal)
- OSD/Menu – чтобы подключить джойстик для изменения настроек камеры
- VBat/VSen – для подключения аккумулятора, чтобы мониторить его напряжение
- Звук (Audio Signal) – если у вашей камеры есть микрофон
Большинство продаваемых в настоящее время камер имеет широкий диапазон входного напряжение, что-то типа 5 — 36 В. Это позволяет питать камеру как через стабилизатор, так и напрямую от Lipo аккумулятора (2S — 8S).
Есть кое-какие правила и рекомендации по подключению FPV оборудования (англ), чтобы получить картинку без помех.
Использовать ли шлем/очки в симуляторе?
Кто-то спросит, есть ли смысл практиковаться в своем FPV шлеме/очках, лично я считаю, что особой разницы нет, возможно в очках получится лучше сконцентрироваться, но не факт. Я летаю, глядя в монитор.
Большинство современных очков для FPV типа Fatshark имеют HDMI вход. монитор можно продублировать в очках или использовать очки как внешний, дополнительный монитор.
Попробуйте сами и тогда определитесь.
The Drone Racing Racing Simulator
Очень интересный симулятор, в нем проводятся соревнования, и пилоты могут выиграть оплачиваемый контракт на участие в реальных соревнованиях.
Физика не самая точная, но сильно улучшена по сравнению со старой бесплатной версией. Они улучшили поведение при разворотах, но квадрикам всё ещё не хватает мощности. По ощущениям получается, что летишь на очень тяжелом коптере с мелкими моторами (дополнение: по всей видимости DRL сделали модели на основе реально существующих и участвующих в их гонках, там вес коптера более 1 кг).
Несмотря на все это, карты и сцены — вероятно одни из лучших среди всех симуляторов. Высокие здания, верфь, заброшенные фабрики и т. — все это на одной карте! Еще одна отличная фишка — можно перезапускать гонку прямо с аппы управления — и это действительно удобно.
Очень понравился новый режим, в котором вы будете соревноваться с призраком-пилотом примерно вашего уровня. Система мотивирует продолжать игру, совершенствовать свои навыки.
https://youtube.com/watch?v=7Y1ZYfx5RII%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Что происходит при плохом сигнале?
Преимущество аналогового сигнала в том, что видео не будет пропадать и теряться, когда на экране будет много шумов. С системами Rapidfire и Clearview видео будет передаваться даже тогда, когда на экране будут почти одни шумы (шумы до 90%):
С цифровым сигналом все обстоит иначе. Так как используется алгоритм сжатия из нескольких кадров, могут пропадать целые кадры или сегменты кадров:
Вещи, которые вы должны знать перед полетом по камере
Для начинающих, очень важно иметь режим самовыравнивания (horizon mode или angle mode), но, очевидно, что вы хотите стать мастеров в акро стиле как можно быстрее. Хочу вас заверить, это идеальный полетный режим не только для плавных полетов.
Вот статья про разницу между режимом самовыравнивания и акро режимом (англ).
Заранее убедитесь, что они проверены и работают. Настройте пищалку на переключатель в передатчике, это поможет найти дрон если он упадет в высокую траву или какое-то другое малозаметное место.
Оценка расстояния
Из-за широкоугольных искажений (рыбий глаз), при полете с камерой сложнее оценивать расстояния, чем собственными глазами. Поэтому, когда вы только начинаете летать, делаете это медленно, чтобы постепенно научиться лучше оценивать дистанцию.
Симулятор квадрокоптера
Многие RC симуляторы поддерживают коптеры, некоторые специально разработаны для FPV гонок. Для новичков полезно получить некоторый опыт в одном из таких симуляторов: попробовать разные полетные режимы, выполнить разные маневры, до полетов на настоящем коптере. Тем не менее, это не обязательно; и, хотя, некоторые считают симуляторы не очень реалистичными, мы думаем, что у симуляторов имеются определенные преимущества. Ни в одном симуляторы вы не разобьете свой дрон 🙂
Подробнее читайте в статье про симуляторы для коптеров.
Однопальцевый, щипком и комбинированный (гибридный)?
Нужно понимать, что правильная настройка ПИД кэффициентов очень важна для хорошего, плавного полета. Кроме того, нужно настроить удобные для себя рейты и экспоненты, они влияют на точность управления.
Правила безопасности
Прежде начать, мы хотели бы упомянуть несколько простых правил безопасности при полетах по камере.
- Найдите и прочтите правила использования радиоуправляемых моделей и FPV моделей в вашем регионе, помните: в разных странах правила и законы разные.
- Наблюдатель (споттер). Это человек, который видит приближение людей или животных и предупреждает пилота о любых потенциальных опасностях, которые он может не увидеть в своих очках или на мониторе. Он также может следить за наземным оборудованием пока вы сосредоточены на полете. Замечу, что в некоторых странах запрещено летать по камере без наблюдателя.
- Летайте на больших открытых площадках, подальше от других людей, трафика и частной собственности. Поле предпочтительно не только потому, что трава смягчает падения, но и потому, что она защищает от попадания пыли и песка в моторы.
- Тест дальности вашей аппаратуры управления и передачи видео сигнала. Когда вы приезжаете в новое место, нужно посмотреть нет ли где мертвых зон для радио.
- 500 грамовый кирпич, падающий с большой высоты, может нанести серьезный урон, особенно кирпич с вращающимися лопастями. Пожалуйста будьте благоразумны и старайтесь не делать чего-нибудь потенциально опасного.
- Перед полетом: всегда выполняйте тесты в висении, взлетите и убедитесь, что коптер адекватно реагирует на стики управления. Убедитесь, что все системы работают нормально.
- После полета: проверяйте оборудование после каждого полета, включая проверку температуры моторов и регуляторов руками. Один горячий мотор значит что он отказывает или винт сильно несбалансирован. Два или более теплых мотора на одной стороне значит что центр тяжести коптера смещен. Касаемся моторов руками, если можно держать несколько секунд — значит нормально, если нет — температура слишком высокая.
Задержка видеосигнала
Процесс захвата и обработки изображения камерой занимает какой-то время, перед его отправкой сигнала в видеопередатчик. Эта задержка меняется от камеры к камере, и зависит как от примененного железа, так и от прошивки камеры.
Задержка сигнала — важный критерий выбора камеры для гоночного дрона и вообще для быстрых полетов. Чем ниже задержка видеосигнала, тем быстрее пилот будет реагировать.
Представьте, что вы летите со скоростью 100 км/ч, а задержка сигнала — 50 мс (0,05 с), т. ваш коптер пролетит 1,4 метра, прежде чем вы сможете отреагировать, т. вы можете не заметить препятствие и врезаться.
Задержку сигнала обычно не указывают в характеристиках, так что я постарался как можно точнее измерить её у разных камер.
Формат изображения (соотношение сторон)
В курсовых камерах используется два формата изображения: 4:3 и 16:9. Этот параметр не имеет никакого отношения к разрешению изображения, это просто форма экрана.
16:9 vs. 4:3
4:3 — это формат старых кинескопных телевизоров, а 16:9 — как у современных компьютеров и HD видео.
Нет такого, чтобы один формат был во всем лучше другого, все зависит от того, какое соотношение сторон поддерживают ваши очки (или монитор). Если у вас камера дает изображение 4:3, но очки имеют экран 16:9, тогда картинка растянется (либо будут черные полосы по краям). Если камера 16:9, а очки 4:3, то картинка будет сжатой.
Поле зрения не всегда зависит от соотношения сторон изображения, т. камера 16:9 не факт, что даст более широкий угол, чем 4:3. На самом деле FOV зависит от объектива и размера матрицы, подробнее об этом ниже.
У CMOS матриц обычно соотношение сторон 16:9, а у CCD — 4:3. Некоторые CMOS камеры позволяют выбрать формат 4:3 или 16:9 в настройках, при этом картинка формата 4:3 получается путем обрезания с боков картинки 16:9, т. поле зрения уменьшается.
Прежде, чем начать статью, давайте уясним некоторые правила безопасного полета на квадрокоптере.
Обычно, квадрокоптер весит в среднем 500 грамм, чаще больше и вот представьте, что будет, если эти пол килограмма начнут падать, но у этого камня есть еще острые (скорее всего вращающиеся) лопасти. Будьте разумны и не делайте ничего опасного там, где могут быть люди.
- Узнайте о местных правилах полета, вдруг где-то рядом запрещенная и охраняемая территория, а если рядом аэропорт — летать около него запрещено!
- Не летайте один (одна), пусть по возможности рядом с вами будет наблюдающий человек, таким образом он сможет предупредить вас о какой-либо опасности, если вы этого не увидите через камеру в очках или шлеме или просто предупредит, что вы начали опасно сближаться с каким-нибудь объектом или полетели не туда, куда нужно.
- Найдите для тренировок и полетов большую и открытую площадку, где не будет людей, машин, частных и охраняемых территорий, особенно держитесь подальше от военных территорий (части, полигоны) и аэропортов. Предпочтительнее поле с траво, чтобы при падении ничего не сломать квадрокоптеру или самолету.
- Для полетов выбирайте сухую и безветренную погоду. Крупные дроны могут справляться с не сильным ветром, но для новичка противопоказан даже небольшой ветер.
Качество изображения
Почему цифровые FPV-системы стали такими популярными? Дело в качестве изображения, в цифре оно значительно лучше, при этом еще есть потенциал куда стремиться. Такое видео выглядит гораздо более четким, в то время как у аналогового оно замылено и там нет четких границ объектов, нет резкости. Преимущество здесь большое, ведь пилот сможет более качественно погружаться в полет и самое главное — будет видеть мелкие ветки и прочие такие препятствия во время полета.
Качество аналогового изображения
Картинка аналогового изображения формируется непрерывно по линиям, сверху вниз и тут же пропадает. Делается это все так быстро, что вы не будете замечать мерцания и ваш глаз будет видеть картинку полностью. Из-за непрерывности сигнала и формирования линий, отдельные сегменты полоски могут «смешиваться» с сегментами этой же линии. Например, этот пиксель образно должен быть черного цвета, а соседний пиксель должен быть уже белого цвета, но из-за физики работы аналогового сигнала, формирующаяся полоска не сможет четко разграничить пиксели и цвета наедут друг на друга, а если быть точнее, то переход будет плавно-переходящим, а не четким как у цифрового сигнала.
Получается, что аналоговый сигнал усредняет цвета в переходах, давая нам ту самую замыленную и не четкую картинку. Если вы распечатаете диаграмму для фокусировки камеры и направите на нее объектив FPV-камеры, то заметите, что в местах, где черный переходит в белый (границы) или наоборот — цвет будет серым. Такое есть и у цифрового сигнала, но он почти не выражен.
Качество цифрового изображения
В отличие от аналоговой картинки, цифровая FPV-система присваивает каждому пикселю его цвет, контрастность и яркость, а не сливает полосой единое изображение. Именно поэтому картинка такая резкая и качественная. За это как раз таки отвечает дискретность.
https://youtube.com/watch?v=tOgS4ME5tBg%3Fstart%3D319%26feature%3Doembed
Разрешение
Аналоговое видео в формате PAL или NTSC фиксируется с максимальным разрешением 720×576 пикселей при 25 FPS или 720×480 FPS соответственно. Цифровые системы сейчас продаются тоже с разрешением по ширине в 720 пикселей, но частотой кадров в секунду от 60 до 120.
Сжатие и пропускная способность
Как вы уже знаете, цифровая FPV-система передает качественную картинку, но из-за этого получается одна проблема — сжатие и пропускная способность.
Полоса пропускания — это выбранный частотный диапазон для передачи данных системой FPV. Теорема Шеннона-Хартли утверждает, что определенное количество информации может быть передано по заданной полосе пропускания в присутствии шума. Увеличение пропускной способности увеличивает количество информации, которая может быть передана в течение заданного времени. Стандартные аналоговые FPV-сигналы имеют максимальную полосу пропускания выделенного канала 20 МГц, поскольку они передают до 10 МГц выше и ниже своей установленной частоты.
Чтобы не создавать помехи другим пилотам с аналоговой системой, выбирать каналы нужно так, чтобы сверху и снизу от выбранной вами полосы было по 20 МГц свободной частоты.
В случае цифровых FPV-систем количество используемой полосы пропускания существенно определяет качество изображения и задержку. При использовании низкой полосы пропускания цифровая FPV-система может либо отправить задержанный канал высокой четкости, либо снизить качество видео, чтобы уменьшить задержку. Качество видео может быть снижено путем снижения разрешения или сжатия изображения.
Сжатие видео довольно интенсивное для выполнения в режиме реального времени, поэтому существующие цифровые FPV-системы не могут соответствовать задержке аналоговых систем.
Типичный алгоритм сжатия видео не сжимает по 1 кадру, а ждет 8 или более кадров, прежде чем начать процесс сжатия, отсюда и появляется повышенная задержка
Сжатие цифрового видео снижает резкость и общее качество видео. Если бы цифровая FPV-система, отображающая изображения в виде кадров, была вынуждена использовать полосу пропускания 20 МГц (такую же, как и аналоговая система), передача 25 кадров в секунду потребовала бы сжатия каждого кадра до размера около 100 кб (это было обратной стороной расчета огибающей для типичной шумной радиочастотной среды, которая наблюдается в гонках дронов). Результатом этого является потеря детализации из-за сжатия, как показано на изображении ниже:
Картинка с сжатием и без сжатия
Цифровые системы требуют большой полосы пропускания для оптимальной работы и такой новатор, как DJI, внедрили прыгающую перестройку частоты в свои цифровые FPV-системы. Это позволяет их передатчикам переключаться на неиспользуемые частоты, чтобы максимизировать доступную полосу пропускания. Также работает и ваш Wi-Fi дома.
Динамический диапазон (WDR)
Wide Dynamic Range (WDR) или расширенный динамический диапазон — это технология, которая позволяет улучшить изображение при экстремальных условиях освещения, когда в кадре есть и очень яркие и очень темные объекты.
Динамический диапазон курсовых камер
Как видите, на первой картинке изображение недоэкспонировано, хорошо видно солнце, облака, но деревья и трава черные. Правая картинка переэкспонирована, деревья видны, а вот небо выбелено. Средняя картинка показывает широкий динамический диапазон, комбинацию нескольких изображений: вы можете видеть и деревья, и облака.
Как только вы поймете идею WDR, так сразу начнете ценить эту функцию в курсовых камерах, т. именно она помогает значительно лучше видеть окружающее пространство. WDR есть у многих камер, но качество очень сильно отличается.
Диагностика и проверка после полета
После полета тоже необходимо все проверять. Как только приземлились, сразу потрогайте двигатели и регуляторы, они все должны быть одинаковой температуры, теплые, но не горячие, палец должен терпеть тепло. Если какой-то горячий, скорее всего у него проблема с подшипником или магнитами (какой-то отклеился и трением нагревает корпус) или может выйти из строя регулятор оборотов. Если двигатели горячие с левой стороны дрона (два правых, например), это означает, что неправильно распределен вес на раме и квадрокоптер это компенсирует повышенными оборотами.
CCD и CMOS – тип матрицы
CCD и CMOS – это два разных вида матриц, которые используются в камерах, каждый из них имеет свои уникальные характеристики и преимущества.
CCD — более старая технология, раньше такие матрицы были почти во всех курсовых камерах. Сейчас большинство курсовых камер построено на CMOS матрицах, и они постоянно улучшаются. Вот все «за» и «против» CCD и CMOS матриц (англ).
- Меньше проявляется эффект «желе»
- Меньше шума при плохом освещении
- Лучше управление экспозицией
- Обычно меньше задержка видеосигнала (это хорошо)
- Выше разрешение, но больше цифрового шума
- Более натуральные цвета
- Камеры для ночной съемки стали использовать CMOS, а не CCD
- Обычно дешевле, следовательно, самые дешевые курсовые камеры на CMOS матрицах
- Больше подвержены эффекту «желе»
В наши дни CMOS матрицы работают ничуть не хуже, а может и лучше, чем CCD. Я не говорю о том говне, которое можно найти за $10 на Banggood, я про камеры типа Runcam Eagle или Foxeer Predator.
Лично я не думаю, что стоит обращать внимание на тип матрицы, если картинка с неё вас устраивает. Просто почитайте обзоры перед покупкой, посмотрите, как камера ведет себя в разных условиях, при изменении освещения.
История изменений
- Декабрь 2014 — первая версия статьи
- Ноябрь 2016 — обновление раздела CCD vs CMOS, добавлена информация об OSD и размерах камер
- Май 2018 — добавлена информация об управлении камерами
- Ноябрь 2018 — добавлена информация о полетах при плохом освещении
LiftOff
Более проработанный симулятор с частыми обновлениями и большим количеством контента, но для запуска требуется очень мощный компьютер.
Более продвинутым пилотам я рекомендую обратить внимание на LiftOff. Это симулятор с наиболее реалистичной графикой и с самым длинными списком возможностей. Объем контента впечатляет, сотни моделей и тысячи треков, созданных энтузиастами. Первый симулятор, у которого есть система комплектующих, что позволяет менять компоненты коптера и его настройки, как в реальном мире. Хотя предстоит проделать еще очень много работы, чтобы правильно эмулировать разные части дронов.
Можно настраивать PID регуляторы и рейты, как в настоящем дроне под управлением Betaflight. За годы разработки сильно улучшена физика. Разработчик сообщил, что потратил очень много денег на написание кода на основе отзывов от «топовых пилотов», «авиационных инженеров» и «специалистов по аэродинамике».
В нашем списке Liftoff — самый прожорливый симулятор в плане ресурсов компа, чтобы картинка была плавной, нужен довольно приличный компьютер. Очень многие жалуются на рывки и что он работает медленно.
К сожалению, во время игры нельзя менять настройки физики. Кроме того, не очень хорошо работает отслеживание крашей, т. приходится снимать очки, тянуться к клавиатуре и перезапускать игру. Это небольшая проблема, но все равно раздражает.
Liftoff обновился и теперь упростился процесс бинда передатчика, также появился режим «Freestyle mode», в котором отслеживаются и оцениваются ваши движения и трюки, как будто это соревнование.
Вот видео моего полета в симуляторе. Таранис и очки подключены к компьютеру. Видео записано писалкой, встроенной в очки.
https://youtube.com/watch?v=BY0JmMejacE%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
https://youtube.com/watch?v=DKy6hVW4J-4%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Зачем нужен FPV симулятор?
FPV симуляторы позволяют вам тренироваться на компьютере в любое время дня и ночи, при любой погоде, не ломая коптер.
Это самый лучший способ наработки навыков. Неважно, вы всё ещё учитесь как не падать или уже осваиваете акробатические трюки; симулятор будет полезен как начинающим, так и опытным пилотам.
Если вы новичок, то рекомендую прочесть статью про гонки на дронах: что это такое, с чего начать?
Заглавная картинка — скриншот из симулятора «Unreal FPV».
Размеры и вес курсовых камер
Размеры и вес камеры определяют то, на сколько легко её можно установить в раму.
В начале развития нашего хобби, курсовые камеры были сделаны на платах размером 32 на 32 мм, безо всякой защиты, без корпусов, их называли «board cameras» (камеры на платах). Все детали торчали наружу и легко повреждались при падениях.
Несколько позже производители решили защищать электронику и добавили пластиковые корпуса.
Размер камеры определяется её шириной, т. расстоянием между крепежными отверстиями, расположенными с разных сторон. В настоящее время доступны следующие размеры:
- стандарт (standard) — 28 мм
- мини (mini) — 21 мм
- микро (micro) — 19 мм
- нано (nano) — все что меньше «микро», обобщенных размеров пока нет
Курсовые камеры: стандартная, мини и микро
Курсовые камеры обычно весят от 4 до 20 грамм.
Существуют камеры типа «все-в-одном» (all in one или AIO), это курсовые камеры с интегрированным видеопередатчиком. Они обычно очень компактные и легкие, однако дают далеко не идеальную картинку. Как правило их ставят на очень мелкие коптеры типа тинивупа (англ), в более крупных дронах нет смысла их использовать.
Подготовка к полету
Перед полетом обязательно проверьте всю аппаратуру — пульт, приемник, камеру и видеопередатчик. Как то раз, я захотел полетать, вышел, включил пульт и дрон, взлетел, опустил шлем на глаза — а там нет видео! Пришлось экстренно выключать двигатели и дрон упал. Почему я выключил двигатели? Поднялся я всего метров на 6, а шлем почему-то опустил на глаза не сразу и не посмотрел, в какую сторону полетел дрон (выравниваюсь в полете, места много, летал тогда на заднем дворе частного дома), но этих 6 метров хватило, чтобы дрон залетел за часть дома. Там никого быть не должно было, так как все знают, что у меня время полетов и я принял решение отключить двигатели. Не совершайте моей ошибки, у меня все обошлось, сломал только крепление от экшен-камеры. Всегда полностью проверяйте всю периферию.
Что нам ждать?
Ждать нам решения вопроса с пропускной способностью, чтобы цифровые FPV-системы могли передавать картинку с еще более высоким разрешением и меньшей задержкой. Это позволит летать одновременной на цифре большому количеству пилотов. Более высокие частоты в диапазоне 10-15 ГГц были бы тем, что нужно, так как у них хорошая пропускная способность: если мы возьмем диапазон частот 150 МГц, то полоса пропускания в 10 МГц выглядит достаточно большой, в отличие от диапазона 150ГГц, где 10 МГц это уже мелочь. Есть и обратная сторона — чем выше частота, тем меньшее ее проникающая способность через плотные объекты. Именно поэтому TBS CrossFire работает на частоте 915 МГц вместо стандартных 2. 4 ГГц и может «пробивать» на много километров вдаль.
ВЛП (Визуальная линия полета) и упражнения для полета
Прежде чем пуститься во все тяжкие по FPV, летайте на маленькие дистанции, то есть на таком расстоянии, чтобы при возникновении проблем с видео, вы могли снять очки/шлем и визуально контролировать квадрокоптер, это называется визуальная линия.
После тренировок в симуляторе FPV, лучше подержать квадркоптер в воздухе без очков, чтобы ощутить как он работает и ведет себя в воздухе, при этом наблюдая за ним визуально, а не через очки/шлем, подвигайтесь во все стороны (дроном), ощутите как он это делает.
В первых полетах даже не пытайтесь выполнить какие-то трюки, просто старайтесь держать квадрокоптер ровно, стабилизируйте его, чтобы он не прыгал и не скакал в 3 плоскостях, при этом не дезориентируя себя самого.
Я начинал учиться так: вместе с квадрокоптером смотрел в одну сторону, т. он камерой смотрит на север (условно) и я лицом смотрю на север, но стою позади него. Такой взлет и полет интуитивнее и проще, позволит вам сразу понять принцип работы управления. Не газуйте, стиками управляйте плавно.
Взлет и удерживание на высоте
Взлетите примерно на 1-2 метра над землей (плавно поднимайте стик газа) и постарайтесь удержать квадрокоптер в одной точке, очень плавно управляя стиками. Ниже полуметра пока не опускайтесь, так как будут завихрения воздушных потоков и дрон может откинуть в сторону. Просто удерживайте в одной точке на высоте 1-2 метра. Так вы получите первые навыки полета. И да, это нужно делать визуально, а как только научитесь спокойно держать, пробуйте удерживать по FPV.
Посадка и приземление
Многие ошибочно думают, что это легко. На самом деле это один из самых сложных моментов для новичка — посадить квадрокоптер так, чтобы ничего ему не отломать
Отрабатывание высоты и наклона
После отработки взлета, удерживания высоты и посадки, начните отрабатывать контроль набора высоты и наклоны вправо влево. Для этого выберите большую площадку без людей и животных и делайте цикл: подняться на 2 метра, пролететь метров 5 вперед, наклонить влево или вправо, при этом не теряя курс вперед и снова пролететь вперед. Затем наклоните квадрокоптер назад и повторите обратное. Таким упражнением вы отработаете навыки удержания и контроля высоты, а также наклоны для поворота.
Вращение (рыскание)
С помощью него квадрокоптер может вращаться на 360° по своей оси. Упражнение такое: вам нужно постараться облететь какой-либо объект (например себя) вокруг. Для этого используйте все навыки полученные из упражнений выше + вращение. Следите за газом, делайте все очень плавно (гонять будете немного позже).
Предотвращение крашей и поломок
Краш — это падение, столкновение. Чтобы минимизировать краши в начале вашего обучения, не взлетайте высоко, держите 2-3 метра высоты. Это связано с тем, что если вы поднимитесь слишком высоко (для вас высоко) то есть большая вероятность, что вы запаникуете от мысли, что начали терять управление и не понимаете куда летит квадрокоптер и вам придется его как то экстренно сажать, пока он не улетел далеко, а высота то большая, он упадет и сломает что-нибудь, главное, чтобы не кого-нибудь
Если у вас не получается летать
Не переживайте, вы бы знали, сколько было крашей у меня в первые полеты, но я учился в поле, падал на мягкую землю и ничего не сломал тогда. Сначала учился просто летать прямо, нарезал круги по полю, учился делать подъемы и снижения в полете, удерживание. Постепенно таким образом научился и потом стал нормально летать, сейчас у меня не супер навыки, но летаю довольно хорошо
Удачи вам в полетах, и не забывайте, безопасность для себя и других прежде всего, не летайте там, где люди!
Симуляторы для полетов в поле зрения (вид с одной точки)
Большинство гонщиков отлично летает от первого лица, но чувствуется недостаток опыта для полетов в поле зрения пилота (LOS — Line of Sight). В симуляторе тоже можно получить навыки управления LOS, хотя это не так полезно, как обучение в реальной жизни.
В первую очередь вы не чувствуете расстояния как в обычной реальной жизни — по изображению коптера на экране очень сложно судить о расстоянии до него. Кроме того, в симуляторе бывает очень сложно определить ориентацию коптера (из-за низкого разрешения картинки).
Если все же хотите попробовать, то:
- В Velocidrone можно переключиться в LOS при помощи колеса на мышке
- В FPV Freerider тоже есть возможность переключиться в LOS
OSD для полетных данных
Немного не в тему, но я уверен, что есть не мало людей, которым интересно что такое OSD. Кратко: OSD – это устройство, которое отображает текст/данные поверх картинки, идущей с камеры.
OSD — очень полезное устройство. Вы сможете увидеть разного рода данные: напряжение аккумулятора, таймер, RSSI, потребляемый ток и т. Многие современные полетные контроллеры уже имеют встроенное OSD, так что настройка очень простая.
Итог
Если вы можете быстро летать в симуляторе, то это не значит, что в реальной жизни получится также, на настоящем коптере тоже нужно тренироваться.
Следует признать, что симуляторы в основном нужны для тренировки моторной памяти при управлении коптером и для изучения новых трюков 🙂 Они становятся всё лучше и лучше, но никогда не превзойдут полеты в реальности.
Выбраться куда-то и полетать — это лучший способ тренировок и отличный отдых! Сборка TinyWhoop — это довольно дешевый способ научиться летать FPV
- Март 2015 — первая версия статьи
- Февраль 2017 — добавлены Velocity Drone и FPV Event
- Июнь 2017 — статья обновлена, отредактирован FPV Event
- Октябрь 2017 — обновление
- Июнь 2018 — еще раз попробовал все симуляторы и обновил обзор, убрал старые симуляторы
- Сентябрь 2018 — добавлен симулятор — FPV Air 2
- Май 2019 — обновлены обзоры симуляторов, добавлена аппа T16, добавлен раздел про FPV очки/шлемы
Разрешение камеры – TVL – телевизионные линии
TVL (TV Lines) — это параметр, характеризующий разрешение аналоговых камер.
Число – количество черных и белых линий, которые могут быть отображены на картинке горизонтально. Камера 600TVL может отобразить 300 черных и 300 белых линий поочередно в одном кадре. Наиболее часто встречаемые камеры имеют 380, 480, 540, 600, 700, 800, 1200 TVL.
Однако, не всегда «больше значит лучше», из-за ограничений, накладываемых аналоговым видео передатчиком 5. 8ГГц: имеется лимит на объем передаваемых данных, так что качество может быть урезанным. Например, в аналоговом сигнале 1200TVL — это не удвоенная резкость изображения по сравнению с 600TVL.
Нет простого способа проверить корректность описания камеры, TVL заявленное производителем. Но не слишком переживайте по этому поводу, т. основной критерий — это качество изображения.
Заключение
Если вы любите гонять на гоночном квадрокоптера, то вам определенно еще нужно оставаться на аналоговой FPV-системе из-за минимальных задержек и пропадания фрагментов в кадре. Если вам больше нравится фристайлить и просто летать, то выбор очевиден и это цифровая FPV-система. В минусы цифры можно записать:
- Цену, она значительно выше, чем за аналоговое оборудование;
- Задержку, она еще немного выше, чем с аналоговыми системами;
- Потерю кадров.
В заключение
Полеты должны быть безопасными, будьте ответственными и благоразумными. И, что важно, получайте удовольствие!