МВ 500 — российский самолет, предназначенный для коммерческого использования. Он специализируется на сельскохозяйственных работах, химической обработке почвы, мониторинге окружающей среды и других задачах. Разработка прошла быстро и самолет уже начал эксплуатироваться.
Описание конструкции
Низкоплан Т-500 с классическим хвостовым оперением и неубирающимися шасси изготовлен из цельного композита. Крыло самолета имеет свободнонесущую конструкцию и один лонжерон трапециевидной формы, что обеспечивает хорошие аэродинамические характеристики. Для поперечного управления используются щелевые элероны.
Фюзеляж самолета похож на версию для МВЕН-2, созданную для сельскохозяйственных работ. Однако из-за увеличенных размеров других компонентов, сам фюзеляж тоже стал крупнее. Это связано с использованием специального оборудования, включающего бак для химикатов, устройства перемешивания, фильтры и средства выброса препаратов в атмосферу.
Воздушное судно способно транспортировать до 500 кг груза. Дозаправка производится через горловину или штуцер.
Устанавливаемый двигатель производится американской компанией Lycoming. Такое решение связано с распространенностью сервисных центров производителя по всему миру, что позволит использовать и обслуживать самолет другим странам. При необходимости двигатель можно заменить на другой, внеся в самолет минимум изменений. Винт, работающий от американского двигателя, способен поддерживать одну частоту вращения и отличается наличием гидравлического привода.
Кабина рассчитана только на одного пилота. Внутри размещено множество приборов для контроля летных систем, навигационное оборудование и радиостанция для связи с землей. По заказу самолет также оборудуется системами GPS. Т-500 имеет встроенные быстродействующие парашютные системы, обеспечивающие высокий уровень безопасности пилота.
С удивлением обнаружил отсутствие статьи об одном из самых перспективных представителей малой авиации созданном в нашей стране. Исправляю!
На авиасалоне МАКС 2017 Обнинская «Технология» совместно с Казанской компанией «МВЕН» представили комплекс для авиахимработ состоящий из самолета Т-500 и заправочной станции.
Самолет был создан в рекордно короткие сроки, договор между компаниями был подписан в декабре 2016 года, а в июле 2017 он уже совершил свой первый полет. В основу разработки самолета Т-500 легли наработки компании МВЕН и многолетний опыт «Технологии» в производстве конструкций из композитных материалов для космоса и авиации. Весь планер самолета композитный, нагруженные элементы, такие как несущая поверхность крыла, лонжерон, рули и закрылки были сделаны из отечественного углепластика, а остальная часть планера из более дешевого стеклопластика, что позволило сэкономить значительные средства.
Для самолета выбран двигатель Американской компании Lycoming, по той причине, что сервис центры по их обслуживанию располагаются по всему миру, а сам самолет рассчитывается поставлять не только на Российский рынок, но и на экспорт. В то же время конструкция самолета спроектирована таким образом, что бы в дальнейшем можно было установить другие двигатели с минимальными доработками.
Одним из значимых событий выставки стало подписание с Авиарегистром России соглашения о сертификации самолета, работы должны завершится к концу 2017 года. В первой половине 2018 года самолет получит сертификат типа. Сертификация сложное и очень дорогостоящее мероприятие, но без нее самолет просто запрещено продавать!
Так же производство самолета поддержали Минсельхоз и Росагролизинг. Компании рассчитывают продавать не менее 20 самолетов в год, начиная с 2020 года. А производственные мощности рассчитаны на 60 летательных аппаратов.
Использование самолета позволит значительно сократить стоимость и увеличить охват применения химии на полях, что в свою очередь позволит сильно повысить урожайность. По оценкам Минпромторга, необходимое количество подобных самолетов в России составляет 1000штук, а в мире 2000.
В воскресенье 23 июля самолет Т-500 совершил показательных полет на авиасалоне МАКС 2017, продемонстрировав свои высокие летные качества. По отзывам пилотов с самолетом очень легко управлять, он прощает многие ошибки, а конструкция шасси позволяет садится прямо на вспаханное поле.
Так же в самолете применена парашютная система спасения разработанная фирмой МВЭН, которая позволяет сохранить жизнь летчику и сам самолет в случае нештатной ситуации.
Т-500 — это одноместный низкоплан с тянущим винтом. По данным «Технологии», размах его крыла составляет 12,4 м, длина — 7,7 м, высота — 2,3 м. Машина оснащена двигателем Lycoming 0-540-В4В5-235 на 8,87 л с ресурсом 3 тыс. летных часов. Крейсерская скорость самолета составляет 160 км/ч, максимальная дальность полета — 1000 км. Пустой самолет весит 756 кг. Его максимальный взлетный вес — 1475 кг, объем бака для химсмеси — 500 л.
Писать не умею, копипастить не люблю, сильно не пинайте, об ошибках в личку.
Малая гражданская авиация в России при обширных территориях страны находится сегодня не в лучшем состоянии. До сих пор в регионах используются устаревшие «кукурузники», новых самолетов не хватает. Чтобы восполнить этот пробел, Ростех в кооперации с другими предприятиями разработал одноместный низкоплан Т-500. Самолет уже одобрен к серийному выпуску, и в мае 2019 года глава Ростеха Сергей Чемезов дал старт строительству производства для Т-500 в Татарстане.
«Летающий трактор» из композита
Сельскохозяйственный Т-500 впервые поднялся в воздух в 2017 году на авиасалоне МАКС. В 2018 году самолет прошел сертификацию и стал первым за постсоветскую историю России специализированным воздушным судном аграрного назначения. Т-500 будет выполнять работы там, где применение наземной техники затруднено или нерационально.
Сфера применения этого малого воздушного судна довольно широка. Т-500 может использоваться для проведения авиахимработ, мониторинга окружающей среды, обследования крупных промышленных объектов, воздействия на погоду, обработки лесов от вредителей и ликвидации разливов нефти. Кроме того, с его помощью можно доставлять небольшие грузы, например медикаменты, в труднодоступные районы.
Размах крыла Т-500 составляет 12,4 м, длина — 7,7 м, высота — 2,3 м. Самолет оснащается двигателем Lycoming 0-540-В4В5-235 на 8,87 л. с. ресурсом 3 тыс. летных часов. Ведутся работы по замещению его двигателем отечественного производства. Крейсерская скорость самолета составляет 160 км/ч, максимальная дальность полета — 1000 км. Пустой самолет весит 756 кг, максимальный взлетный вес — 1475 кг. Объем бака для химсмеси — 500 л.
Важно отметить, что планер самолета полностью выполнен из композитных материалов. При производстве применен метод горячего формования, поэтому воздушное судно может эксплуатироваться в регионах с жарким и холодным климатом. Остекление серийных Т-500 будет выполнено из высокопрочного материала, имеет многофункциональное покрытие, которое эффективно защищает пилота от воздействия вредных внешних факторов.
Форсуночная система распыления химикатов самолета рассчитана на современную технологию ультрамалообъемного опрыскивания, что позволяет проводить экономичную и эффективную обработку новейшими типами химических составов. При этом Т-500 может вести обработку полей на малой высоте, а благодаря мощному турбулентному потоку препарат попадает еще и снизу листьев растений. Производительность — более 150 гектаров в час.
В Т-500 используется уникальная система спасения пилота и самолета. При возникновении нештатных ситуаций и опасности для жизни летчика быстродействующая система выбрасывает парашют, который плавно опускает самолет с человеком на землю. Система может работать на малых высотах, что делает самолет еще более безопасным.
В 2018 году был продемонстрирован самолет Т-500А на поплавковом шасси для водного базирования. Эта модификация может быть использована для выполнения патрульных и поисково-спасательных работ в прибрежных зонах, а также для транспортировки грузов. При необходимости поплавковое шасси можно оперативно заменить на колесное или лыжное. Конструкция колесного шасси Т-500 позволяет ему садиться даже на вспаханное поле.
Завод в особой экономической зоне
Новая машина для малой гражданской авиации стала результатом совместной работы нескольких предприятий. В основе Т-500 — разработка казанской фирмы «МВЕН», которая занималась созданием сельскохозяйственного самолета с начала 2000 годов. В 2018 году в рамках реализации стратегии по наращиванию доли гражданской продукции к проекту подключился Ростех, а именно − обнинское предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина. Большой опыт «Технологии» в работе с композитными материалами позволил создать уникальный корпус-планер самолета. Управлять проектом будет дочернее предприятие ОНПП «Технология» — ООО «Аэропрактика». Объем инвестиций в проект составит 2,5 млрд рублей.
Специально для выпуска Т-500 на территории особой экономической зоны «Иннополис» в Татарстане будет создано сборочное авиационное производство. Здесь к 2022 году будут построены производственный и два сборочных корпуса, заводоуправление, малярный ангар, склад ГСМ, доводочный ангар, командно-диспетчерский пункт и взлетно-посадочная полоса длиной 1,5 км. Планируется, что предприятие сможет выпускать до 100 самолетов в год.
Новое предприятие будет вести сборку воздушных судов Т-500 и других самолетов на базе этой модели, в том числе двухместного и беспилотного вариантов. Аэродром экспериментальной авиации позволит проводить облеты и испытательные полеты производимой техники в непосредственной близости от производственных цехов. Резиденты Иннополиса займутся разработкой программных продуктов для проекта.
Самолет Т-500 является частью полевого авиационного комплекса сельского хозяйства (ПАК СХ), в который, кроме него, входит наземный заправочный комплекс. Стоимость самолетов при серийном производстве оценивается в 12 млн рублей, вместе с заправщиком — до 13 млн. Интерес к неприхотливым и экономичным машинам есть не только у аграриев. Такой самолет необходим МЧС, лесоохране, экологическим и другим службам, тем более что специализация машин в линейке Т-500 будет только расширяться.
Первая партия из десяти бортов уже готова к отправке первому эксплуатанту — башкирской авиакомпании «РусАвиа». У самолета Т-500 есть отличный экспортный потенциал, ведь он примерно в три раза дешевле зарубежных аналогов. Интерес к машине уже проявили заказчики из Португалии и Анголы.
Технические характеристики
Не нужно стремиться к выдающимся техническим характеристикам для сельскохозяйственного самолета. Изготовитель должен обеспечить достаточные показатели для комфортного использования Т-500 в местных условиях.
Габариты небольшого самолета – 7,7 м на 2,3 м, размах крыла достигает 12,4 м, что соответствует стандартным размерам для сельскохозяйственной машины. Вес Т-500 без нагрузки составляет 756 кг, а максимальная допустимая нагрузка, включая вес бака с химикатами, ограничена 1510 кг.
За остальные характеристики отвечает двигатель Lycoming O-540. Его объем составляет 8,87 л, а мощность – 315 л. с. Крейсерская скорость достигает 160 км/ч, а максимальная ограничена на отметке 250 км/ч. Самолет может пролететь без дозаправки ровно 1000 км. Для двигателя заявлен ресурс в 3 тысячи летных часов, чего для подобной техники вполне достаточно.
Рекомендуется использовать Т-500 на высоте 700 м с скоростью 120 км/ч для достижения максимальной эффективности. Важно выполнять полет без крена. Раскрытие парашюта приведет к вертикальной скорости 7 м/с.
Заказы
Машина может использоваться в различных климатических условиях и иметь множество назначений, что делает ее популярной за границей. Чтобы обеспечить удобство обслуживания и ремонта в любой точке мира, на Т-500 устанавливают американский двигатель вместо российского. Это позволяет избежать затрат на транспортировку до российских компаний, выпустивших мотор.
Один самолет стоит 12 миллионов рублей. Если приобретать его с заправочным комплексом, то цена повышается до 13 миллионов рублей. Это небольшая сумма для авиатехники, поэтому к машине проявили интерес. Компания Ростех заказала 10 единиц, которые скоро поступят в компанию РусАвиа. Представитель отметил, что это только первый заказ, а в будущем будут сделаны еще несколько на гораздо большие суммы.
Компания в настоящее время проводит переговоры с представителями Анголы и Португалии о заключении контрактов в ближайшем году. Пока неизвестен объем первых поставок и сумма возможной сделки. Однако, после успешного тестирования самолетов в данных странах, количество потенциальных покупателей должно увеличиться.
Россия выпустила Т-500 — первый самолет нового класса после распада СССР. Он может вытеснить устаревшие аналоги и конкурировать на международном рынке, если будут заключены контракты с иностранными компаниями.
Производство
Изначально планировалось производить 60 самолетов в год, но компания «МВЕН» не имела достаточных производственных мощностей. Это стало особенно актуально, учитывая планы Ростеха увеличить объем производства до 100 единиц в год. Для решения этой проблемы предложили открыть новый завод в селе «Державино», однако Ростех предложил воспользоваться свободной экономической зоной Иннополис.
В период возведения предприятия производство самолетов будет осуществляться на производственной базе «МВЕН» и площадке компании «Технология» в Обнинске.
Весной 2019 года началось строительство нового завода в Иннополисе. Площадь площадки составляет около 300 гектаров, а затраты на ее создание составили порядка 2,5 млрд рублей. Предприятие строится на основе государственно-частного партнерства. К 2022 году планируется запустить первое серийное производство Т 500 и производить 100 самолетов в год. Завод также будет производить другие виды авиации, основанные на этой машине. Были разработаны двухместные и беспилотные версии.
История проектирования и участие в выставках
Компания «МВЕН» разработала новый российский самолет Т 500, но его производство проходило без особых на то внимания. С 1990 года компания занималась созданием парашютных систем для авиации в случае аварийных ситуаций, а к 2000 годам начала выпускать самолеты с поддержкой Фонда содействия малого бизнеса. В середине 2010 годов компания «Технология», входящая в Ростех, присоединилась к проектированию новой авиации.
Разработка машины была основана на различных разработках «МВЕН», которые использовались для проектирования другой авиации. Компания «Технология» также имела большой опыт в предоставлении композитных материалов нужного объема, которые использовались для производства планера самолета. Остальные компоненты были изготовлены из углепластика и стеклопластика, что позволило сэкономить много денег.
На выставке МАКС-2017 впервые был представлен самолет в комплексе с заправочной станцией Т-500. Изначально он был разработан для авиационных химических работ. На выставке самолет продемонстрировал свои основные качества, выполнив демонстрационный полет.
Летчики высоко оценили автомобиль за его легкое управление, способность быть использованным малоопытными летчиками и правильную конструкцию шасси, которая позволяет приземляться на полях.
На выставке «Гидроавиасалон-2018» была представлена модификация самолета Т-500А с поплавковым шасси для посадки на воду. Его основное назначение — патрульные облеты, поисково-спасательные операции и транспортировка небольших грузов.